Реклама, реклама, реклама…
Она кругом. Газеты, журналы, даже книги… Плакаты, щиты, "растяжки" на
улице, листы, листки и листочки в почтовых ящиках. Нежданный телефонный
звонок тоже может оказаться рекламой – не приходилось слышать в
телефонной трубке: "…Вас приветствует …"? Интернет – тут уж "куда ни
плюнь".
Это, конечно, не может не раздражать. Но, во-первых, "каждый
зарабатывает, как умеет", а рекламный бизнес не противоречит Уголовному
Кодексу. А во-вторых, "не хочешь – не читай", в конце концов "выгреб" из
почтового ящика всю "мукулатуру", отобрал нужное (квитанции, счета и
т.п.), а остальное на пол… Утром уборщица вынесет на помойку.
Совсем иначе дело обстоит с рекламой на телевиденье. Это даже и
не реклама в "классическом понимании", скорее пропаганда. Но
главное, конечно, не в названии, а в целях. Вот о целях и поговорим…
Реклама на телевиденье агрессивна "по определению", поскольку ее
просмотр, практически, принудителен. Что бы убедиться в этом достаточно
во время т.н. "рекламной паузы" на 1-м канале "прощелкать" остальные
"кнопки". Цель принудительной рекламы не только (да и не столько) в том,
что бы информировать потенциального покупателя. Нет! Принудить каждого
из нас покупать, покупать и покупать… Т.е., потреблять, потреблять и
потреблять… Создать "общество потребителей" – вот главная цель
агрессивной (читай, принудительной) рекламы!
Те из нас, кто постарше, может быть вспомнят одного из персонажей романа
братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу" – профессора
Выбегалло. Того самого, что создал "абсолютно счастливого потребителя",
единственным чувством которого было чувство голода ("…кадавр жрал…").
Чем кончился "эксперимент"? Тем, кто забыл, напомню – лопнул "кадавр", в
самом прямом смысле слова… К слову, хорошие фантасты (а Стругацкие
именно таковы) большей частью не придумывают, а предсказывают.
В реальной жизни созданием "кадавра" ("общества потребителей")
занимаются т.н. "специалисты по рекламе". И не без успеха…
США с населением около 300 млн. (5% населения Земли) потребляют более
половины добываемых энергоресурсов планеты. Вот вам классический пример уже вполне
сформировавшегося "кадавра". И он жрет…, простите, потребляет. Причем,
во все больших объемах.
От куда же эти "объемы" берутся? В поименованном выше романе все просто – запасены заранее. В жизни сложнее – запасы есть, да взять их не просто. Впрочем, эти проблемы нашего "кадавра" не волнуют – их решение он "великодушно" переложил на плечи "младших партнеров". А тех, кто добровольно не подставил плечо, "отечески наставляет и воспитывает". Кого словом, а кого и… "Не слушается" Милошевич – в тюрьму его. Не угоден Хусейн, так на висилицу… При полном одобрении "почтенной публики" (т.е. "членов общества потребителей"). Ну а то, что в Ираке погибли сотни тысяч (может миллионы?) невинных – так это пустяки, "издержки производства". Главное – "кадавр" доволен! На долго ли… Кто знает?… У Стругацких "кадавр" подолгу не дремал – короткий "перекур", и опять "жрать давай"… Да и лопнул он не сам собой - кому-то пришлось жизнью рискнуть… А сколько жизней "положить" придется, что б реальный "кадавр" (США) лопнул? Подумать страшно…
Вернемся, однако, домой. Перспектива превращения России в подобного
"кадавра" вполне реальна. Конечно же, это случится еще не завтра… Но
"процесс пошел", и если его не остановить, "кадавр" родится и…
Так может не надо ждать этого "и…"? Может уже пора научиться
"видеть" чуть дальше "следующего понедельника"? И надо-то всего –
сделать рекламу рекламой. Не агрессивной, но информативной. Оставить нам
выбор: "читать – не читать", "смотреть – не смотреть", "слышать – не
слышать". И первое – запретить (под угрозой репрессивных, вплоть до
уголовных, мер) включение рекламных материалов в законченные продукты TV
(программы, фильмы, спектакли, проекты и т.п.). Ну в самом деле, можно
себе представить в тексте, скажем, романа Л.Толстого "Война и мир"
"рекламную паузу" со "страшилками" про кариес, радикулит и "критические
дни"? А в фильм с тем же названием вставить этакое – запросто.
Понятное дело, такой запрет вызовет изрядное недовольство в "определенных кругах": с одной стороны снизится эффективность вложений в рекламу, с другой – пострадают прибыли от ее размещения. Однако, тут уж "или – или". Или "определенные круги" смирятся с некоторыми финансовыми потерям и "кадавр" не родится, или… Между прочим, наш, российский "кадавр" может оказаться пострашнее американского. И если американского мы, с Божьей помощью, может и остановим, наш, российский останавливать будет некому – он "сожрет всех и вся".
2008 год